Глебу Радченко сегодня - 25
Лучший бомбардир «Югры-Самотлора» и обладатель приза Антона Андреевского по итогам минувшего чемпионата о нагрузке и череде происшествий, обходном маневре и своей большой семье.
«НАС МЕНЯЛИ ТУДА И ОБРАТНО»
- Насколько вам дорого признание болельщиков?
- Рад, что меня признали лучшим игроком . Ценю и уважаю. Всегда приятно играть дома со своими зрителями. Очень чувствуется поддержка.
- «Надо двигаться дальше и работать еще усерднее, чтобы прогрессировать в качестве своего волейбола». Это вы сказали год назад в интервью «Тюменской арене». Получилось?
- В каких-то элементах и в общей игре добавил, но, как показывают результаты, еще много придется работать. Чем-то доволен, чем-то не совсем, но, думаю, дальше больше.
- Вам пришлось делить игровое время. Такой расклад устраивал?
- Будем откровенны, не все игры у меня получились удачными, так же, как и у Миши Никкеля. При таких обстоятельствах, конечно, правильно менять друг друга, когда это необходимо. Тут нет ничего плохого.
- Однако предыдущий сезон в «Тюмени» вы провели без замен. В «Самотлоре» нагрузка оказалась более щадящей?
- Даже когда стоишь в квадрате, всегда готовишься выйти на площадку. Было много матчей, когда нас меняли и туда, и обратно. Я играл во всех 36 встречах чемпионата. Так что не могу сказать, что нагрузка оказалась меньшей, чем раньше.
- В чем самая заметная разница между суперлигой и высшей лигой «А»?
- В качестве игры соперников! Напротив, как правило, стоят мастеровитые ребята, с которыми очень интересно играть. Понимаешь, в чем их преимущество и в чем они сильнее.
«ДАЖЕ МЫСЛИ НЕ БЫЛО, ЧТО МОЖЕМ ВЫЛЕТЕТЬ»
- Как оцениваете свою статистику?
- Были хорошие матчи, были плохие. А в итоге цифры получились средними. Это неплохо, что на дистанции есть стабильность, но есть куда расти, чтобы войти в топ бомбардиров суперлиги. Мне кажется я добавил на подаче, на блоке стал стабильнее, но не удалось улучшить атаку. Думаю, я могу лучше, и я стану лучше. Более вариативным, стабильным и результативным.
- Вы продлили контракт с «Самотлором» в январе. На тот момент не сомневались, что команда сохранит место в суперлиге?
- Даже мысли не было, что мы можем вылететь. Но реалии оказались другими. Не смогли удержаться. В любом случае у меня изначально был двухлетний контракт с «Самотлором», в январе продлил еще на год.
- Почему не смогли сохранить место в сильнейшем дивизионе?
- Не получилось исполнить то, что хотели. Травмы помешали, неудачные игры, собственные ошибки, которых за сезон набралось очень много и все остальное в том же духе. Череда происшествий, если можно так сказать.
- Если проиграли три матча из четырех АСК, значит итог закономерный?
- Ну почему? Мы выиграли 3 из 4 матчей у Уфы, которая выше нас в турнирной таблице. Так просто сложилось, к сожалению. Это игра, это спорт, тут бывает такое. С «Уралом» игры клеились, а с АСК нет.
«ВСЕ РАБОТАЛИ НА МЕНЯ»
- Как начинался ваш путь в большой волейбол?
- У меня родители не сказать, что спортивные, но очень активные. И нас с братом и сестрой с малых лет приучили двигаться. Всё детство что-то делал. Зимой по субботам папа вытаскивал всю семью на лыжи. В бассейн постоянно ходили. Коньки, ролики, велики, кружки и секции всякие. Я танцами занимался, борьбой, баскетболом. В волейбол пришел в шестом классе. Сначала в своей сороковой школе тренировался, потом Алексей Витальевич Гулак пригласил в спортивную школу. Стал на соревнованиях выступать. От городских до Всероссийских. На матчах «Тюмени» мячи подавал – бесплатно смотрел игры и помогал. Одним словом, был при клубе.
- Однако в пятнадцать лет оказались в «Факеле». Как так вышло?
- Меня пригласили на усиление в команду Свердловской области на финальный этап первенства России среди юношей, которое проходило в Анапе, в «Волейграде». Молодежный «Факел» тогда базировался буквально через дорогу. Новоуренгойские менеджеры приходили на наши соревнования, чем-то я им приглянулся, пригласили в свою группу подготовки. Подписал первый профессиональный контракт. Платили, конечно, минимум, но мы были на полном обеспечении: нас одевали, кормили и так далее. В «Факеле» провел четыре года. Выступал за молодежку, иногда привлекали к тренировкам и включали в заявку на игры основной команды.
- «Тюмень» - ваша родная команда, но вы в нее попали транзитом через Одинцово и Челябинск, где суммарно провели четыре года. Почему?
- Я пробовал попасть в Тюмень, когда начали расходиться наши пути с «Факелом», однако у руководителей клуба, видимо, остались обидки, что в свое время ушел в Новый Уренгой. Мне отказали. Два года отыграл за «Искру», которая выступала в высшей лиге «А», еще два – за челябинское «Динамо», где был сменщиком Романа Мурашко. Мы стали вторыми в вышке «А», но я получал мало игрового времени. Сидеть в запасе надоело, поэтому напросился на просмотр в «Самотлор». В Нижневартовске вроде понравился, но тогда уже были подписаны Литвиненко и Горбачев, идти третьим диагональным смысла не видел. Мне сказали, что появился вариант перейти в «Тюмень». Так обходным маневром оказался в родном городе.
- И стали лучшим бомбардиром высшей лиги «А»…
- Накопилось энергии за несколько лет. Я ведь после первого сезона в челябинском «Динамо» почти не играл, сидел в основном на замене. В Тюмени у нас подобралась классная команда. Первое место заняли в высшей лиге «А», выиграли переходные матчи у минского «Строителя». Я чувствовал огромное доверие тренеров и партнеров. Все работали на меня, иногда даже в ущерб другим нападающим. Очень много мячей получал и во многих матчах набирал более 30 очков.
- Родной город помог «выстрелить»?
- Определено давал положительный заряд. Я люблю Тюмень. Это моя родина. И родители всегда были рядом: и на трибунах, и за пределами спорткомплекса.
- Когда поняли, что «Тюмень», даже победив всех, не перейдет в суперлигу?
- По ходу сезона стали догадываться, но, как говорится, надежда умирает последней. Очень хотели занять первое место. Мы надеялись, что сможем выиграть и в следующем сезоне выступать в суперлиге. Но какие-то обстоятельства помешали этому. В первую очередь, отсутствие должного финансирования. Деньги ведь из воздуха не берутся.
- В СМИ проскользнула информация, что перед началом сезона «Тюмени» ставили задачу войти в четверку сильнейших?
- Изначально ставилась задача пробиться в финальный этап за 1-8 места. Каких-то заоблачных результатов от нас не ждали. Никто не рассчитывал, что мы займем первое место в высшей лиге «А». Просто по ходу сезона почувствовали, что способны на большее. Особо не думали выйдем не выйдем в суперлигу, мы жили игрой. Шли от матча к матчу. Вкус победы не приедается, хочется выигрывать еще и еще.
«НЕМНОГО УСКОРИЛИ ПРОЦЕСС»
- Вам не удалось выйти в суперлигу командой, но вы пробились в нее в одиночку. Почему выбрали «Самотлор»?
- Во-первых, руководители «Самотлора» помогли мне вернуться в Тюмень, замолвили словечко. Во-вторых, не бросили меня, а следили, как играю в высшей лиге «А». В-третьих, сразу сказали, что у меня будет полноценная возможность играть в суперлиге, а не хлопать в ладоши, как это бывает в клубах, где первым номером на позиции какой-нибудь звездный легионер. Другие команды ничего конкретного не говорили, рассматривали на вторые роли. Для многих лучший бомбардир высшей лиги «А» - это не показатель.
В Нижневартовск я пошел за возможностью доказать что-то. И раз болельщики выбрали меня лучшим, то, видимо, что-то доказал.
- Кто ваши самые преданные болельщики?
- Родители, сестра, брат, моя девушка Даша, друзья. Считаю, что это моя большая семья.
- Перед Новым годом ваша сестра вышла замуж за Анатолия Володина, с которым вы играли за «Тюмень», а теперь – за «Югру-Самотлор». Вы их познакомили?
- Думаю, они сами нашли бы друг друга. Мы с Дашей немного поспособствовали, чуть-чуть ускорили процесс. Постоянно приглашали сестру на наши совместные мероприятия, где они и познакомились.
- Как восприняли переход зятя в «Югру-Самотлор»?
- Раньше я ему неоднократно предлагал попробовать перейти в Нижневартовск. Здесь в любом случае есть возможность играть и прогрессировать. Я был рад, что мы снова оказались в одной команде.
- Как провели отпуск?
- Восстанавливался, залечивал старые травмы, тренировался, много времени провел в «качалке». Со своей девушкой слетали в Москву, Санкт-Петербург, Калининград. Остальное время провел в Тюмени.
Увиделся со многими друзьями. В Питере сделал Даше предложение. Мы знакомы шесть лет. Пора оформить наши отношения. Свадьбу планируем сыграть следующим летом.
- Какие планы на сезон?
- Вернуться в суперлигу!
Глеб РАДЧЕНКО №4
Родился 28 июля 1999 года в Тюмени.
Диагональный. Рост 203 см
Карьера:
«Факел» Новый Уренгой 2014-2018
«Искра» Одинцово 2018-2020
«Динамо» Челябинск 2020-2022
«Тюмень» 2022-2023
«Югра-Самотлор» 2023 – н.в
Достижения:
Чемпион России среди команд высшей лиги «А» (2023)
Чемпионат Европы U-19 – 4 место (2017)