Он по-прежнему острый на язык.
Новость о возможном возвращении Алексея Спиридонова в Россию взбудоражила волейбольную общественность – многие соскучились по эксцентричному игроку, который своими выходками никого не оставлял равнодушным. Но сам игрок пришёл к нам в комментарии и заявил, что уже продлил контракт с клубом «Аль-Араби», в составе которого недавно впервые стал чемпионом Катара.
Когда-то Алексей выигрывал со сборной России Мировую лигу и чемпионат Европы, взял кучу трофеев с казанским «Зенитом», а теперь наслаждается спокойным ритмом чемпионата Катара, в котором выступает уже с 2020 года.
В интервью «БО Спорт» Спиридонов рассказал, почему не принимает предложения российских клубов, как стал любителем тренажёрного зала и что в Катаре сделали с сумасшедшим либеро, который пытался нанести травму соперникам.
«Если зашёл в мир железа, то это навсегда»
– Алексей, по социальным сетям создаётся ощущение, что вы живёте в тренажёрном зале...
– Тренируюсь от двух до трёх часов каждый день. Не даю себе выходных. Режим чемпионата Катара позволяет заниматься собой. Это не российская лига, где тренеры по три часа насилуют тебя волейбольными тренировками, стирая твои мениски. С возрастом пришло понимание, что нужно больше заботиться о своём теле. Когда тебе 20–30 лет, ты можешь больше внимания уделять технике, а вместо работы над физухой пойти пивка попить. Но после тридцати всё иначе. В моём предпенсионном волейбольном возрасте физическая форма выходит на первый план.
– Вы чуть ли не каждый день хвалитесь своим прессом и бицепсами...
– Если не выложил фотку, значит, не был в фитнесе! Это мои социальные сети: что хочу, то и выкладываю. Кому не нравится моё красивое тело, просто могут отписаться. Накачайте так своё тело и тоже выкладывайте. Я не пройду мимо – поставлю лайк вашей работе.
Сделать хорошее тело – это сломать себя. Многие пытаются, но мало у кого получается. Мне многие пишут: «Хочу также – поделись программой». Я даю советы, люди начинают заниматься, но через пару недель опять идут в бары, рестораны, едят бургеры. Мало у кого получается. Я живу этим уже полтора года.
– Как у вас появилась страсть к железу?
– Просто захотел. 1 сентября 2022 года пошёл в тренажёрку и дал себе слово, что не буду пропускать. Если я что-то хочу, то обычно обязательно добиваюсь. Мне кажется, это неплохая черта, хотя порой доходит до странностей. У меня был такой случай. Мне понравились очки в аэропорту Омана, а у нас уже началась посадка. Две ночи не спал – хотел такие! В Дохе объехал все торговые центры, но не нашёл. В итоге через знакомых нашёл человека, который летел в Доху – он привёз.
– В еде приходится себя ограничивать?
– В первый год я полностью убрал углеводы, не ел мучное и сладкое. Сейчас уже не так сильно себя ограничиваю – позволяю иногда сладкое. Но алкоголь не употребляю уже два года. Совсем! Просто не хочу. Решил посмотреть на жизнь с другой стороны. Ни разу не позволил себе даже кружку пива.
– Почему?
– Знаю, что если выпью пива, будет не такой красивый пресс, как сейчас. Я подписан на многих бодибилдеров. Они говорят, что если однажды зашёл в мир железа, то обратно уже не вернешься – это навсегда.
– Какие рекорды по весам?
– Когда вся команда работает в тренажёрном зале, там висят списки с именами и весами. У меня они почти при всех упражнениях в два раза больше, чем у остальных парней. Но в целом я не стремлюсь к огромным весам. Работаю с большими весами, но делаю упор на количество повторений. Ноги вообще не перегружаю, потому что в своё время оперировал колено. В жиме лёжа беру 145 кг.
«В прошлом году звали три российских клуба»
– Как в Катаре отмечают титулы, учитывая, что алкоголь под запретом?
– Да, страна мусульманская, а употребление алкоголя – грех. Но у меня в команде не только местные ребята. Есть ещё три бразильца, черногорец. Если бы они захотели затусить, то нашли бы где. В Катаре несложно найти алкоголь – есть отели и бары, куда не пускают местных, но для остальных открытый доступ. А так после выигранных трофеев бывает серия командных ужинов. Но я их обычно всегда пропускаю, потому что сразу улетаю домой к жене и детям. В этот раз я получил золотую медаль, а уже через два часа был вылет.
– Почему в последних двух матчах вас не было в заявке?
– «Аль-Араби» под Кубок Катара подписал кубинца Мигеля Гутьереса. А позднее выяснилось, что турнир перенесли на более поздний срок. И теперь Гутьерес на него не попадает, потому что должен ехать в сборную. Ко мне подошёл президент клуба, объяснил ситуацию. Говорит, не просто же так мы этому парню деньги заплатили, пусть сыграет последние два матча. Я, конечно, немного огорчился, но позицию клуба понял. По сути, чемпионат команда выиграла со мной, кубинцу надо было только не облажаться. В целом я очень хотел эту золотую медаль, прямо горел этим. С Ромой Даниловым мы в составе «Аль-Ахли» завоевали Кубок Катара, а в чемпионате взяли «серебро», что тогда стало большой сенсацией. Теперь дорвался до чемпионства.
– Чемпионат Катара – это волейбольный курорт?
– Здесь два варианта. Можно получить контракт, проводить одну тренировку в день, а остальное время валяться на пляже или у бассейна. Я выбрал другой вариант. Работаю и с командой, и индивидуально. Здесь меня впервые в карьере выгнали с тренировки, потому я слишком много работал! Тренер сказал: «Хватит уже, тебе пора отдыхать». Я в общем-то никогда не сачковал, это и Алекно отмечал. Если бы мне сейчас для работы дали молодого парня, который полон сил и энергии, он бы взвыл от нагрузок.
– Не бывает скучно из-за не самого высокого уровня волейбола?
– Я не скажу, что здесь чемпионат колхоза. Первые четыре команды очень неплохие, в них много умелых ребят. В Катар вообще приезжало много звёзд, но не всем предлагали остаться.
– В чём разница между «Аль-Ахли», в котором вы провели три сезона, и «Аль-Араби»?
– В подборе игроков. «Аль-Араби» – клуб с самым большим бюджетом. У нас сломался диагональный – сразу купили нового. Сейчас один в запасе, а третий сидит на трибуне. При этом половина клубов мечтают получить их обоих в стартовый состав.
– Есть несколько видео, на котором либеро «Аль-Райана» цепляет ногой блокирующих соперника, подвергая их риску получить серьёзную травму...
– Конченный мудак! Жалко меня там не было. Мне кажется, я бы ему втащил. Но федерация его наказала. Его оштрафовали на 11 тысяч долларов и дисквалифицировали на год.
– Известно, что местные специалисты в Катаре всегда зарабатывают больше приезжих. Но в спорте, видимо, не так?
– В спорте легионеры точно получают больше. А в обычной жизни иначе. Допустим, я местный журналист, а вы приезжий. Я буду получать в пять раз больше даже если допущу три ошибки в одном слове, а вы пишете без ошибок.
– Сколько в среднем получают легионеры в Катаре?
– Скажу так: я получаю существенно больше, чем в прошлом году предлагали «Нефтяник», «Нова» и «Белогорье».
«Переход в «Урал» был большой ошибкой»
– Не собираетесь вернуться в чемпионат России, если дадут больше денег ?
– Ради чего? Здесь лайтовый чемпионат, лайтовая жизнь. Тем более деньги никогда не были для меня на первом месте. Если бы хотел просто получать бабки, остался бы в Казани. Но я ушёл в «Енисей», чтобы играть.
В чемпионате России ты треть сезона проводишь в поездах и самолётах. Ещё и тренеров полно неадекватных. Допустим, я бы поехал в Оренбург к Борщу. Он мучает игроков по три часа, убивает их тренировками. Вам же Алексей Самойленко давал интервью, всё чётко разложил про этого тренера. Я знаю ещё больше. Борщ за языком не следит.
И вот представьте, что я приехал бы со своим характером и он бы меня оскорбил. А я никогда в жизни не был терпилой. Думаете, я бы удержался? Произошёл бы конфликт и опять бы все говорили, что Спиридонов скандалист. Я тут сижу тихо-мирно, никого не трогаю. У кого нет выбора, пускай остаётся в «Нефтянике» за копейки. Я слышал, что Борща оставляют, несмотря на провальный сезон. А он ещё и на выезды не летает. Видимо, у него хорошая «крыша» в федерации.
– Мы знаем, что вами интересовалось «Динамо-ЛО». На вас не выходили?
– Нет. Если бы и вышли, я уже продлил контракт с «Аль-Араби». Думаю, это какие-то подковерные игры. Решили воспользоваться моим именем для решения своих внутренних вопросов. Я бы вряд ли пошёл к Климкину. Он нормальный мужик, но интернет всё помнит. Когда он работал в Питере, то не очень хорошо высказался обо мне. Может, корона на тот момент придавила. В «Зените» СПб говорят у всех короны, он же рожденные чемпионами. Я ему тогда написал, что ничто не вечно и мы все наёмные работники. После сезона его сняли.
– Слышал мнения, что Спиридонову лучше оставаться в Катаре. Приедет в Россию – сорвётся.
– Как я уже говорил, сорваться можно и в Катаре. Я не хочу никому ничего доказывать. Сейчас я живу так, как мне нравится. Что бы я ни делал, всегда буду хейтеры. Уверен, что под этим интервью тоже будет куча негативных комментариев. Время злое, люди озлобленные. Кто-то оценивает тот образ, который у меня сложился в соцсетях и прессе. Все вспоминают скандалы, но кто со мной общается, знает, что я добрый парень. Не раз помогал людям, которые просили помощи, но хорошее быстро забывается, все помнят негатив.
– Ваша последняя российская команда – «Урал» в сезоне 2019/20. Почему звёздный состав провалился?
– Мой переход туда был большой ошибкой. Я шёл в «Урал», который остался в моей памяти. В сезоне 2012/13 в Уфе была прекрасная команда во главе с отличным руководителем Антоном Леднёвым. Сейчас там в руководстве дилетанты какие-то. Это самое мягкое, что я могу сказать. В этом году у них был офигенный состав – и всё равно плей-аут. И пока будут оставаться эти менеджеры, так будет и дальше. Рыба гниёт с головы.
– Главный тренер той команды Константин Сиденко, сказал, что «три человека, которые перед сезоном обещали не подвести, оказались пустышками и повели себя не по-мужски. Можно сказать, засадили нож в спину. В команде были группировки».
– Сиденко эти группировки сам и создал. У него были неприкасаемые игроки и те, кого он ***. Любимчикам он ничего не говорил, хотя те по мячу не могли попасть, а других ***. Нож в спину он сам себе засадил. Пусть намекает, Бог ему судья. Если он такой крутой, то почему не получилось в Калининграде? Там девочки нож в спину засадили?
«У Алекно не было любимчиков – за это уважение»
– Выступление в каких командах вспоминаете с особой теплотой?
– В «Урале» 2012/13 атмосфера была кайфовая. И три года в Казани. Там Алекно создавал правильный микроклимат. Держал правильный баланс: мог пошутить, а мог жёстко ***. Причём у него не было любимчиков. Он Леона мог также ***, как и всех остальных. Все 14 игроков были для него равны, за это уважение. Я со многими поддерживаю отношения. Могу Алексею Вербову написать, всё-таки десять лет вместе играли. Недавно с Максом Михайловым тепло пообщались, мне было приятно такое отношение. Я считаю, что Сергей Тетюхин и Михайлов – две глыбы российского волейбола. Близко к ним никого нет.
– Следите за чемпионатом России?
– Когда есть возможность. Иногда даже две игры параллельно смотрю – включаю на телевизоре и на ноутбуке. Чемпионом станет «Зенит-Казань», тут к гадалке не ходи. Вербов и кампания заберут чашку. Пришло время молодых тренеров. Старых надо отправлять на пенсию. Спорт и волейбол меняются, а у нас до сих пор есть тренеры, которые заставляют по три часа тренироваться и работают по конспектам из СССР. Не надо жить прошлым, надо идти в ногу со временем. И это всего касается.
Россия претендует на звание одного из сильнейших чемпионатов мира, а замены делаются с помощью дощечек, которые остались с Олимпиады-1980. Дощечками! Это же просто стыдоба! Ребята, у нас сейчас дрон может залететь в форточку пока ты спишь и почесать яйцо, а вы замены делаете дощечками в 2024 году. Весь мир уже перешёл на всё электронное. Для меня это позор чемпионата. Купите уже планшеты за 15 тысяч рублей и раздайте командам!
– Вы уже обеспечили себе безбедную старость?
– Обеспечил крышу над головой себе и своим детям, чему очень рад. Когда доучатся и решат покинуть родительский дом, им есть куда идти. Я в своё время приехал в Москву в 15 лет с одним рюкзаком и без обратного билета.
«В Катаре все любят Путина»
– Что вам больше всего нравится в Катаре?
– Мне всё нравится. Напрягает только жара, которая с апреля начинается. В сентябре-октябре вообще жарища, а море – кипяток. Только это. А в остальном всё кайфово. К местной культуре привык, ношу местную одежду. Она очень комфортная, кстати. Я здесь уже свой. Понимаю по-арабски, спокойно говорю по-английски, обзавёлся друзьями. Знаю куда сходить, где заказать вещи. Никаких бытовых проблем нет.
– В Катаре культ кальяна. Вы тоже пристрастились?
– Обычно с ребятами из команды каждый вечер собираемся в кальянной. Сейчас из-за Рамадана это происходит попозже – в 23–24 часа. Я сейчас уже реже курю, в основном пью кофе. Общаемся, шутим. Утром можно подольше поспать. Потом я иду на свою тренировку, а вечером бывает волейбольная.
– Где живёте?
– В пятизвёздочных апартаментах. Есть бассейн. Надо сказать, что в первый год море было диковинкой, при любом удачном случае шёл позагорать. Сейчас уже приелось. Максимум раз в неделю выбираемся на пляж с российскими ребятами Евгением Тюриным и Игорем Тюриным. Обычно по пятницам, когда вся страна отдыхает. Сейчас свободное время я трачу на тренажёрный зал.
– Какую машину выделил клуб?
– Chery. У клуба контракт с этим китайским брендом. Поэтому и футболисты, и баскетболисты, и другие представители клуба катаются на этих машинах.
– Вы и сами супруге недавно подарили китайский автомобиль Jetour.
– Сосед по дому купил жене такую машину, потом покатался и взял себе такую. Сказал, что шикарная тачка. Я привык доверять людям. В преддверии 8 Марта сказал жене, чтобы поехала и купила.
– Какие катарцы по характеру?
– Мне кажется, как и в любой нации, есть разные люди. В основной массе нормальные ребята, не озлобленные, любят пошутить. Мой юмор понимают, а он своеобразный – я люблю постебаться. Никто не обижается, и я тоже постоянно слышу подколы. Самое главное найти компанию людей, которые с тобой на одной волне. У меня получилось. Проблем с коммуникацией нет. Здесь спокойно можно посидеть попить кофе с президентом, тренером или игроком другого клуба – за пределами площадки все друзья.
– Ваши друзья интересуются Россией, спрашивают про СВО?
– Здесь все поголовно любят и уважают Путина, говорят что у нас президент №1. По новостям они делают такие выводы. Сам я не хочу затрагивать тему противостояния России и Украины. У меня жена харьковчанка, у меня СВО идёт уже 15 лет. Иногда Россия выдвигается вперёд, иногда отступает. А на самом деле хотелось бы, чтобы это всё поскорее закончилось. У меня в сентябре друг погиб на СВО.
– Сейчас много споров, стоит ли российским спортсменам ехать на Олимпиаду в Париж в нейтральном статусе. Тот же Алекно заявил, что он бы не поехал.
– Ему легко так говорить – он был на четырёх Олимпиадах и выиграл «золото». Но есть молодые спортсмены, которые никогда не были на Олимпийских играх и, возможно, больше никогда на них и не попадут. Я могу понять тех, кто хочет ехать на любых условиях. Не готов их осуждать и не имею на это права. Другое дело, что условия действительно будут тяжёлые. Европейцы открытым текстом говорят, что спортсменам из России и Беларуси не будут рады.
– У вас дома есть большая коллекция маек. Какие самые ценные?
– Я не собираю майки по принципу ценности, не участвую в аукционах. Для меня все майки ценные, потому что они подарены людьми, с которыми я знаком и дружу. Это баскетболисты Сергей Моня, Антон Понкрашов, этим летом Виталий Фридзон обещал подарить. У меня есть хоккейные джерси Артёма Лукоянова и Григория Панина. Из волейболистов есть футболки Вильфредо Леона, Эрвина Нгапета, Дмитрия Мусэрского, Виктора Полетаева, Вербова, Михайлова. Ещё есть несколько футболок любимого «Спартака».
– Сейчас команда только на шестом месте в турнирной таблице РПЛ...
– Гильермо Абаскаль совсем поплыл. После ничьей с «Уралом» заявил, что стартовый состав ему подсказывает Бог. А многомиллионной армии болельщиков «Спартака» Бог подсказывает, что главного тренера пора увольнять.
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Алексей СПИРИДОНОВ
Амплуа: доигровщик
Дата рождения: 26 июня 1988 года
Место рождения: Ревякино (Тульская обл.)
Рост: 196 см
Карьера: «Искра» (Одинцово) – 2008–2012; «Урал» (Уфа) – 2012/13, 2019/20; «Факел» (Новый Уренгой) – 2013/14; «Зенит» (Казань) – 2014–2016, 2018/19; «Енисей» (Красноярск) – 2016–2018; «Аль-Ахли (Доха) – 2020–2023; «Аль-Араби» (Доха) – с сезона 2023/24.
Главные достижения в клубах: победитель Лиги чемпионов (2015, 2016), чемпион России (2015, 2016), обладатель Кубка России (2014, 2015, 2018), обладатель Суперкубка России (2015, 2018), чемпион Катара (2024), серебряный призёр Лиги чемпионов (2019), клубного чемпионата мира (2015), Кубка ЕКВ (2010), Кубка вызова (2013) и чемпионата России (2009, 2013, 2019).
Достижения в сборной: чемпион Европы (2013), победитель Мировой лиги (2011, 2013), серебряный призёр Всемирного кубка чемпионов (2013), чемпион Европы среди молодёжи (2006).